"Почему не было великих писательниц/художниц/исследовательниц/путешественниц/добавьте нужное?" Этот вопрос рано или поздно озвучивают в любом сообществе так или иначе связанном с женским творчеством, женской историей и вообще чем угодно женским. Достаточно и того, чтобы руководила сообществом женщина, к ней уже придут спрашивать, мол, раз ты тут что-то там доказываешь, то объясни-ка нам, где вы раньше были. И раз вопрос возникает часто, активистки стараются дать на него ответ. Так возникают различные разборы, статьи и видео, — иногда очень даже крутой научпоп с инфографикой и джинглами, — в которых специалистки разных областей объясняют, почему в их сфере не было великих женщин. Рассказывают о тех ограничениях, с которыми сталкивались женщины во время работы и учебы, о проблемах преемственности, об общественном осуждении. Это качественная, кропотливая работа, к которой я отношусь с уважением. И с результатом которой я совершенно не согласна. Потому что я считаю, что единственный верный ответ на вопрос: "Почему не было великих женщин в вот этой сфере?" — это "Вы неумный и необразованный человек, который задаёт вопросы мало связанные с реальностью, вам нужно вернуться в школу, а если вам этого в школе не преподавали, то и своих учителей прихватите за школьную парту". Вот, например, в смысле в прошлом не было великих писательниц? В смысле не было? Как вообще на этот вопрос отвечать? Это вопрос уровня: "Почему не существует муравьёв?" Муравьи существуют, как и великие писательницы. Мэри Шелли создала целый жанр, сёстры Бронте, Джейн Остин, Жорж Санд и Джордж Элиот — столпы зарубежной литературы, Сэй Сёнагон, Мурасаки Сикибу, Нидзё — восточной. Они для вас шутки? А Елена Ган? Я считаю, что вот кого-кого, а Елену Ган читать надо обязательно, и обязательно вдогонку ещё и статью Белинского про её сборник повестей. В этой статье есть и десятка два имён других писательниц и поэтесс, и чудесные придирки "а почему у неё опять женщины хорошие и благородные, а главный злодей — мужчина", которые прошли через века и после которых любые споры в комментариях о блокбастерах, снятых женщинами и для женщин, начинают откровенно веселить. А ещё были Надежда Дурова, по книге которой фильм есть, кстати, Зражевская и Лухманова, Тэффи, Чарская, Берберова, Воскресенская. "Ну, наверное, раз я их не знаю, то ничего выдающегося они и не написали..." Нет, наверное, в образовании перекосы. А списки для чтения составляли люди со своими собственными тараканами на тему женщин и творчества. То же самое и с поэтессами. То, что люди знают только Ахматову и Цветаеву — это не проблема женской поэзии, это проблема школьного образования. Где Сафо и Коринна в курсе истории древнего мира? Катков однажды написал про женскую поэзию, что "человечество не утратило бы ни одного из своих элементов и жилo бы так же полно, как живет теперь, владея ими" и ощущение, что именно этим принципом и руководствуются составители образовательных программ. Знаете что? Человечество ничего бы не утратило, если бы мы в школьной программе заменили Бунина на Бунину. А ещё были Павлова, Ростопчина, за рубежом Уитни, Сидни, Ланьер и де ла Сюз. Были и выдающиеся художницы. Софонисба Ангвиссола была придворной художницей, из-за ряда запретов в живописи для женщин она создала собственный стиль, которому в итоге подражали и приезжали учиться. Артемизия Джентилески была участницей первой художественной Академии Европы. Феде Галиция была пионеркой детализированного барочного натюрморта, а её "Юдифь" вы абсолютно точно видели. Проперция де Росси работала с мрамором и украсила западный фасад Базилики Сан-Петронио — главного собора Болоньи. А Плавтилла Нелли расписывала алтари. А у нас были, например, Ольга Розанова, Зинаида Серебрякова, Анна Остроумова-Лебедева. И это я не просто перечисляю художниц, а только немногую часть из тех, кто сказали новые слова в изобразительном искусстве и чьи работы висят в музеях мира. Что значит, их никто кроме увлекающихся живописью и не знает? У нас большинство вообще художников по именам черепашек-ниндзя выучило и Моне с Мане путает, о какой массовой известности можно говорить? Рассказы, стихи, рисунки — всяческие изящные искусства, как раз для девочек, да? Понятно, откуда столько там выдающихся дам, но с путешествиями, покорением морей и дальних стран так быть не может. Женщины тихо-мирно сидели дома, вышивали, рисовали, стишочки пописывали, в обмороки от спуска по лестнице падали. Да и вообще, не зря же было поверье, что женщина на корабле к беде... Короче, если к вам приходит человек с вопросом почему не было великих путешественниц, мореплавательниц, летчиц или исследовательниц, — единственный правильный ответ — это "Ты попутал что ли, пёс?" А имя Гудрид Торбьярнардоттир тебе о чём-нибудь говорит? Ты вообще знаешь, что "Сага о Винланде" — это не только аниме, но и реальные скандинавские записи о путешествиях на запад? Так вот Гудрид Странствующая была среди тех самых викингов, которые стали первыми жителями Старого Света, ступившими в новый — и это подтверждает не только текст саги, но и исторические раскопки. Более того, Гудрид была не только "одной из", так-то там ещё четыре женщины присутствовали, именно она инициировала и собрала всю экспедицию. Всего Гудрид совершила восемь атлантических морских путешествий — это в 11-м веке, когда морские путешествия были той ещё смертельной лотереей. Также современные историки склоняются к версии, что в "Саге" описан первый мирный контакт: попытка разговора Гудрид и женщины из племени беотуков. Наплававшись, Гудрид сходила в паломничество в Рим, вернулась и стала первой исландской монахиней. Конечно, суеверия, постепенное устранение женщин из военной сферы и даже прямые запреты в некоторых странах на работу на кораблях сделали мореплавание и путешествия в целом не слишком-то доступными для женщин. Но знаете, кому на это было плевать? Пираткам! Попробуй сказать женщине, что-то про "бабу на корабле", когда у этой женщины сабля, эта женщина только что зарезала десяток англичан и вообще это её корабль. Вроде бы отец действительно пытался не пустить на корабль Грайне (Грэйс) O'Мэйли, вот только не помогло. Девушка сначала управляла семейной (разбойничьей) флотилией — и по легенде даже стала главой клана после смерти отца — потом вышла замуж и руководила уже флотилией мужа. Овдовев, вернулась в родные земли, вырезала парочку насоливших ей кланов, грабила английские корабли и подспудно боролась за независимость Ирландии — и в итоге получила аудиенцию с Елизаветой I. А ещё в Великую эру пиратства вполне себе промышляли Энн Бонни и Мэри Рид — и даже попали во «Всеобщую историю пиратов» Чарльза Джонсона. И это только если мы замкнулись в своём западоцентризме и забыли, что самый большой пиратский флот за всю историю принадлежал китайской пиратке Госпоже Чжэн, под её началом ходило 1900 кораблей и 75 тысяч человек. А сама Госпожа Чжэн по праву получила звание самой успешной пиратки в истории, она буквально участвовала в переговорах со странами — от лица своего пиратского государства — и нередко диктовала им условия. С сухопутными путешествиями всё ещё интереснее. Первым человеком, который совершил междугороднюю поездку на автомобиле, — была женщина — Берта Бенц. До её поездки автомобиль воспринимался как игрушка и развлечение, что-то вроде моноколеса сейчас. Берта отправилась в поездку вопреки опасениям мужа, не зная, доедет ли вообще, — и этим самым показала возможности нового транспорта. С появлением авиации женщинам стало куда проще добиваться возможности путешествовать. Давайте честно, если после слов "Ночные ведьмы" человек всё ещё что-то там твердит про "не было великих лётчиц", то можно разворачиваться и уходить — тут уже ничем не поможешь. Конечно, это Вторая мировая, не так давно, что же было до этого? А до этого была Лидия Зверева, которая в числе первых 3-х (прописью: трёх!) человек поступила в первую российскую лётную школу, выполняла сложнейшие трюки — которые кроме неё исполняли единицы — вроде пикирования с выключенным мотором, собирала своими полётами десятки тысяч зрителей, открыла свою школу и авиационную мастерскую, в интервью призывала женщин идти в авиацию — и призывы, кстати, сработали, в 10-х годах прошлого века 20% авиаторов составляли женщины. За границей была Эмилия Эркхарт и её организация «Девяносто девять». Эркхарт очень любят представлять в статьях как такую уникальную лётчицу, единственную в своём роде, а между тем, да, она была выдающейся женщиной, но кроме того она была главой целой международной женской лётной организации, Эмилия Эркхарт была выдающейся далеко не потому, что была единственной. С женщинами в науке всё вообще смешно. Обычно человек, который спрашивает про "почему в науке нет женщин" обязательно добавляет, мол, только не начинай про Мари Кюри, достали уже ей прикрываться. А что значит не начинай? Что значит, не говорить про первого человека в истории, кому присудили две Нобелевские премии? Но хорошо, не Мари Кюри единой. Наука — это в общем-то понятие широкое. Например, есть древние науки, тот самый сплав философии, математики, астрономии и химии — и есть Гипатия Александрийская, Клеопатра Алхимистка, Таппути и Мария Пророчица. Есть математика — и есть Софи Жермен, Мэри Сомервилль, Ада Лавлейс, Дороти Джонсон Вон, Софья Ковалевская, Мария Аньези, Эмми Нётер, Ольга Ладыженская и на самом деле многие, многие другие. Есть физика — и есть Лиза Мейтнер, Мария Гёпперт-Майер, Ву Цзяньсюн, Хеди Ламарр, Вера Рубин, Инге Леманн, Сесилия Хелена Пейн-Гапошкина, Маргарита Перей, Александра Глаголева-Аркадьева. Есть химия — и есть Юлия Лермонтова, Ирен Жолио-Кюри, Дороти Ходжкин, Бьянка Чубар, Гертруда Элион, Стефани Кволек, Сесилия Пейн, Элис Гамильтон. Есть биология (и различные ответвления и смежные науки) — и есть Розалинд Франклин, Герти Кори, Нетти Мария Стивенс, Барбара Мак-Клинток, Лина Штерн, Флоренс Найтингейл, Вирджиния Апгар, Элис Болл, Зинаида Ермольева, Магдалина Покровская, Вера Данчакова, Джанаки Аммал, Дайан Фосси. Есть палеонтология — и есть Мэри Эннинг и Шарлотта Мэрчисон. Женщин в науке не то, что "почему не было", их было так много, что я даже не могу позволить себе писать про каждую. И это только те, кого я, бесконечно далёкая от точных и естественных наук, могу назвать. Если в ответ вам начнут говорить, что это всё притянуто за уши, никто этих женщин не знает, то смело смейтесь этому человеку в лицо, потому что если человек уВлеКаЕТся НаУкОй, но не знает про "опыт Ву", "локон Аньези", "теорему Нётер", "шкалу Апгар" — это, как минимум, иронично. Вопрос с великими политическими деятельницами можно было бы закрыть Екатериной Великой, как бы имя говорит само за себя, но императрица не была уникальной случайностью, великих женщин в политике: мирной, военной или революционной, — было немало всегда и везде. Были правительницы, которые действительно вершили историю: княгиня Ольга, императрица Цы Си, Анна Нзинга Мбанди, Томирис, Боудикка, У Цзэтянь, царица Тамара, королева Мин, Хатшепсут, Клеопатра, Феодора, Элеонора Аквитанская, королева Елизавета I. Были воительницы, посвятившие всю жизнь борьбе с разбойниками, руководству войсками или защите границ: Сасаки Руи, Накано Такэко, Лян Хун Юй, Артемисия, Чёрная Агнесс, леди-шериф Никола де ла Хайе, Жанна де Бельвиль, занимавшаяся каперством до того, как это стало мейнстримом, и Жанна Д'Арк, сломившая ход Столетней войны, а ещё были казачка, монахиня, травница и глава отряда бунтовщиков Алёна Арзамасская, Лакшми Сахгал, национальная героиня, сражавшаяся за независимость Индии, Петра Эррера и её женский революционный отряд, Нваньерува, бросившая вызов Британской империи, гроза французов и партизанка Василиса Кожина и много-много героинь Великой Отечественной. Были и наоборот женщины, которые помогали достичь мирных соглашений, вроде Доньи Марины, одновременно предательницы своего народа и женщины, предотвратившей полный геноцид коренных жителей Мексики, или Гертруды Белл, путешественницы, чьё посредничество определяло границы и отношения государств Ближнего Востока. И ещё много-много-много великих женщин, которых не вместить в один пост, как не вместить в одну статью всех выдающихся мужчин-учёных, мужчин-политиков или мужчин-деятелей искусства. Всем этим женщинам было сложно, они пробивались и прорывались через стереотипы, суеверия и законодательные запреты, они вынуждены были стараться в два, три, десять раз больше, чем коллеги-мужчины. Их труды забывали на десятилетия и столетия. Их пытались убить только за то, что они лезут в мужскую сферу. Но они были. В искусстве, в науке, в политике. Их было меньше, чем мужчин, — но они не были единицами, их было много, пусть не справедливая половина, но десятая, двадцатая, пятая часть — как сложится. И говорить, что их не было — предавать их память, их старания и их заслуги. Поэтому для меня единственная правильная реакция на вопрос "почему же их не было" — это возмущение. А по понедельникам ещё и злость. Я злая по понедельникам.